special4

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Прокуратура информирует «По результатам проверки законодательства о водоснабжении и водоотведении приняты меры прокурорского реагирования»

Прокуратурой Становлянского района на основании задания прокуратуры Липецкой области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении, противодействии терроризму в деятельности органов местного самоуправления района и МУП «Становлянский водоканал».

 

Установлено, что МУП «Становлянский водоканал» создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а именно:

- удовлетворение общественных потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения на территории Липецкой области и получение прибыли;

- проведение единой технической политики в водоснабжении и водоотведении, направленной на повышение надежности и устойчивости работ систем водоснабжения и водоотведения и экономию энергоресурсов.

Для достижения указанных целей МУП «Становлянский водоканал» осуществляет деятельность, в том числе по забору, очистке и распределению воды.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14, а также ч.ч.3 и 4 ст. 14 указанного Федерального закона РФ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах сельских поселений электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

20.01.2022 создано МУП «Становлянский водоканал», которое является правопреемником ОГУП «Становлянский водоканал».

Статьёй 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Проверкой установлено, что МУП «Становлянский водоканал» эксплуатирует большинство артезианских скважин на территории Становлянского муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее – ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.п. 1.4-1.6, 1.11 – 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В нарушение названных требований законности ЗСО вышеуказанных артезианских скважин не имеют ограждения, а также подъездных путей с твердым покрытием.

Также установлено, что согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Исходя из ч. 3, 4 ст. 1, ч. 5, 6 ст. 5, ч. 6 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ, правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу ст. 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Кроме того, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» закреплен один из принципов осуществления хозяйственной деятельности - запрещение хозяйственной деятельности и иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Также, ст. 80 указанного выше Федерального закона предусмотрено ограничение, приостановление и прекращение деятельности юридических или физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, законодатель однозначно определил необходимость получения лицензии, как одной из гарантий рационального использования и охраны недр - подземной питьевой воды. Ее отсутствие свидетельствует не только о нарушении права государственной собственности, но и создает угрозу загрязнения и истощения подземных вод, оказания на них негативных факторов, снижающих соответствующее качество. Действующее законодательство допускает возможность прекращения самовольного пользования недрами.

Проверкой также установлено, что что МУП «Становлянский водоканал» эксплуатирует 10 артезианских скважин без лицензии.

Кроме того, подобное положение дел повышает степень уязвимости и незащищенности вышеуказанных объектов, и может облегчить совершение акта террористического характера, что является нарушением требований ст.ст. 2, 3, 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», поскольку одними из основных принципов противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1467 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения (далее – Требования).

Обозначенные Требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения.

Под объектами водоснабжения и водоотведения для целей настоящих требований следует понимать территориально обособленные (расположенные в пределах внешнего периметра, границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации) комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения (водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей).

Отсутствие ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины свидетельствует об игнорировании п.13 Требований, согласно которому руководители организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в перечень объектов, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов водоснабжения и водоотведения (охрана, реализация пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализация других мер антитеррористической защищенности).

По результатам проверки прокурором района генеральному директору МУП «Становлянский водоканал» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, законодательства о лицензировании и законодательства о противодействии терроризму с постановкой вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Кроме этого, прокурором района отношении генерального директора МУП «Становлянский водоканал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами, рассмотрение которого по существу направлено в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области.

Акты прокурорского реагирования рассмотрены, виновные лица привлечены к ответственности.

Кроме этого, прокуратура района обратилась в Становлянский районный суд с 20 исковыми заявлениями о приведении артезианских скважин в надлежащее состояние.

Прокурор района

старший советник юстиции Н.Ю. Фалин

strana 2020 232

drugoe delo

Обращения граждан

Ваше обращение отправлено.

Спасибо.

399730 с. Соловьёво
ул.Садовая д. 24
администрация сельского
поселения

СОЛОВЬЕВСКИЙ
СЕЛЬСОВЕТ

тлф. – 47476 2-64-31
факс - 47476 2-64-31
почта - solovjevo@yandex.ru

2023-05-22 00001

2023-06-13 00001